Кинорежиссер. Член Союза кинематографистов СССР(1979), Член Союза журналистов Казахстана(1974). Родился 16 мая 1949 года в г.Кызыл-Орде. Окончил факультет журналистики Казахского Государственного университета им.Кирова в 1971 году; режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1977 году.
Еще во время учебы в университете работал в республиканской детской газете «Дружные ребята» и республиканской молодежной газете «Ленинская смена». По окончании университета был направлен на работу в Республиканскую студию телевидения, где работал на должности редактора Главной редакции информации. В 1971 году работал на Ханты-Мансийской окружной студии телевидения главным режиссером, затем главным режиссером молодежной редакции в радиокомитете Петропавловска-Камчатского.
В 1975 году Гонопольский И.М. возвращается в Алма-Ату и работает режиссером на студиях «Казахтелефильм» и «Казахфильм». Им создано более 300 документальных и научно-популярных фильмов. Кроме того, им снято 128 серий первого казахстанского молодежного телесериала «Детки» – в качестве автора и режиссера.
Тематический и жанровый диапазон его картин обширен: будни простого человека, труженика, творческая лаборатория великих художников, экологические проблемы, вопросы здорового образа жизни, перипетии исторической судьбы Казахстана, культурное наследие народа, судьба отдельного человека и его место в жизни – такова глубинная смысловая нагрузка его фильмов. Так его фильм «Исцеление» (1983)поразил зрителей неподдельной болью за судьбу оказавшегося на дне талантливого человека, который потом все-таки нашел в себе силы преодолеть свой порок. В фильме «Сцены у фонтана» (1985) обыденный сюжет из жизни нефтяников перерастает в захватывающий незабываемый кинорассказ о судьбах этих героических людей. Копия этого безупречно исполненного фильма хранится в Фонде Американской Академии киноискусств и наук. Творческой удачей режиссера стали фильмы «Послесловие» (1989) и «Се ля ви»(1991). Непривычность формы, стилистики, высокий пафос, гуманизм и искренность выделили фильм-элегию «День первый» (1991) на фоне захлестнувшей тогда кино и телеэкраны постперестроечной «чернухи». Заметным событием национальной кинематографии стал фильм «Это –Я вышел на улицу!» (1990), посвященный жизни и творчеству уникального и, пожалуй, самого загадочного художника современности – Сергея Калмыкова.
Фильмы Игоря Гонопольского были представлены на международных и региональных фестивалях (Мюнхен, Сан-Себастьяно, Сингапур, Москва, Санкт-Петербург, Алматы, Екатеринбург и др.), отмечены различными призами, дипломами, грамотами ВДНХ СССР.
Все работы режиссера Игоря Гонопольского объединяет принципиально важное свойство – предельная честность, с позиции которой режиссер трактует выбранную им проблему, взыскательность, своеобразный творческий почерк. Поэтика фильмов И.Гонопольского отличается удивительным сплетением реальности и глубокой метафоричности.
Игорь Гонопольский – один из тех немногих режиссеров, кто в сегодняшнее сложное для искусства время, не потерял свои духовные ориентиры и творческую устремленность. Тому свидетельство – снятые в последние годы им и под его руководством фильмы: «Сестра моя – жизнь!», «Здравствуй, Столица!», «Столицы Великой Степи», «Сергей Эйзенштейн в Алма-Ате».
В то же время, успешно совмещая творчество и бизнес, он находит возможность принимать деятельное участие в профессиональной подготовке творческой молодежи.
Фильмография: снял документальные фильмы: «Первая станция»(1980), «Транспортировка природного газа» (1980), «Техническое обслуживание самоходных катков» (1981), «Погрузка и разгрузка длинномерных грузов» (1981), «Не помню» («Расплата», 1982), «Ночной хлеб»(1982), «Газоопасные работы» (1983), «Культура производства при добыче и транспортировке газа» (1984), «Голубое золото» (1984), «Исцеление» («История болезни №108/85», 1985), «Максим Зверев» (1986), «Сцены у фонтана»(1986), «Ликвидация горящего нефтегазового фонтана» (1987), «Человек с базара»(1987), «О покойниках плохо не говорят» (1987), «Безопасность работ по строительству скважин месторождения Тенгиз» (1988), «Игра вне правил или эксперимент в Акчи»(1989), «Послесловие» (1989), «День первый» (1990), «Это Я вышел на улицу!» (1990), «Селя ви»(1990), «Эйзенштейн в Алма-Ате (1941-1944)»(1998), «Здравствуй, Столица!» (1998), «Полюбите моего Баурджана!», «Ординаменти» («Художник Павел Зальцман»), «Музыкант» (7 серий), «Последний принц степи» и др.
Видеофильмы: «Столицы Великой Степи» (1998), «Чистота цвета»(1999), «Отражение» (2000), «Это Я вышел на улицу. Предисловие. Послесловие.» (2001), «История будущего» (10-серийный документальный сериал, 2001).
Режиссер-постановщик игрового сериала «Детки» с 2000 года. Снимался в игровых картинах.
Режиссер-постановщик театральных спектаклей: «Пришел мужчина к женщине», «Ищу партнера для нечастых встреч», «Оскар и Розовая Дама», «Отель двух миров» в Республиканском Академическом русском драматическом театре им.Лермонтова, Республиканском немецком театре, Карагандинском Областном театре драмы им.Горького.
Член межпарламентской Ассамблеи СНГ, академик Академии художеств Республики Казахстан, академик Евразийской Академии кино и телевидения, профессор.
В 2006 году присуждено звание Заслуженного деятеля Республики Казахстан.